Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Займи своё имя.beon.ru, пока оно свободно

Дневник > Йога.Нияма.первая ступень  9 октября 2011 г. 08:07:12


Йога.Нияма.первая ступень

лалита сита 9 октября 2011 г. 08:07:12
 НИЯМА или самоконтроль – вторая часть Йоги

Нияма– это ограничение Сознания неким диапазоном состояний, делающим Йогу возможной и, по большому счёту, дарующим ему Жизнь! Это подразумевает некую непрерывную бдительность и самоконтроль, некое самонаблюдение на тему – а нахожусь ли я в этих состояниях или что-то не так... Сознание должно научиться пребывать в этих состояниях постоянно!

Что способствует Нияме ?

Аскетизм (тапас), удовлетворённость (сантоша), вера в Высшее (в Бога) (астикьям), милосердие (даанам), поклонение Богу (Ишвара пуджанам), слушание чтения священных рукописей (сиддханта), скромность (хри), проницательный ум (мати), повторение мантр (джапа), пожертвование (хутам) — вот десять соблюдений, способствующих нияме. (Из Хатха Йога Прадипики Сватмарамы с комментариями Сарасвати)

Нияма – это практика удержания Сознания в пяти основных состояниях. Но собственно «удерживать» приходится в общем-то только поначалу… В дальнейшем, по мере проникновения Знания в Вашу жизнь, все эти состояния (Ниямы) становятся естественными, как жить и дышать… И даже теряется представление – а как же можно вообще иначе?

Итак, пять состояний Ниямы:

Шауча– чистота всех Тел (т.е. всей лестницы в Небо…!), начиная с Души – и вниз!Чистота помыслов, совершенство поступков, чистота восприятия – всё это Шауча. Кстати правильный приём пищи (диета, Митахара), если кто-то ещё не догадался, так же относится к очищающим действиям!

Сантоша– удовлетворённость, принятие всего как есть, в пределе – счастье!

Тапас– устремлённость, усердие, заряженность на цель, аскетизм;

Свадхьяйа– позиция Наблюдателя и Ученика, непрерывно изучающего себя и то, как устроен этот Мир, каковы его Законы и Гармония и, наконец, как всем этим грамотно пользоваться. Состояние открытости Знанию и готовности его применять.

Ишваро-пранидхана– постоянное соединение с Богом, видение во всём Божественной Гармонии, Его Замыслов и следование Божественной Воле. Если проще – это состояние Открытого Сердца. Это почитание Творца и постоянное сотрудничество с Ним. Это Вера. Это Любовь. Это Дхарма.

1. Шауча (чистота на всех трёх уровнях – физиологическом, энергетическом и психическом). Что означает чистота? Как сказано в Библии, к тому что сотворено Господом нельзя ничего прибавить и ничего убавить, ибо Его творение – совершенно…Поэтому чистота означает создание наиболее благоприятных условий для проявления в нас Божественного.

У каждого человека есть пять тел: - аннамайя-коша– внешнее физическое тело, состоящее из преобразованной пищи; - праномайя-коша– тонкое тело праны(«электричества»); - маномайя-коша– тонкое тело ума, пяти органов восприятия и пяти органов действия (поле мыслей, чувств, желаний, настроений); - виджнянамайя-коша– тонкое тело разума (причинное тело); - анандамайя-коша– тело космического блаженства, вселенское "Я есмь".

Практика Шаучи. Общая стратегия.

Чистота физического теладостигается правильным питанием, т.е. есть нужно вовремя, в меру и по возможности благостную (здоровую, естественную, полезную) пищу. Идеальный вариант: утром – кисломолочные продукты, фрукты, орехи, сухофрукты; в обед с 12 до 14 – каши, свежие салаты, сыры, можно немного хлеба с маслом; вечером до 19 – очень немного, овощные салаты либо тушёные овощи; за час до сна – стакан или пол молока со специями, можно без. В пределе, чем меньше организм требует еды – тем лучше. Это означает, что уровень чистоты и гармонии в нём высокий. Как вспомогательные техники, по необходимости можно использовать шанкх пракшалану и шат кармы, но они, помимо воздействия на физиологию, влияют и на энергетическое тело и поэтому ими нужно пользоваться осторожно и не часто.
Чистота энергетического теладостигается сбалансированным режимом дня. Это подразумевает ранний подъём, чем ближе к 5 утра, тем лучше, и отбой не позже 23 часов. Кроме того, праническое тело загрязняется и истощается от излишней лености либо перевозбуждённости, а так же из-за рассеянности, незавершённости дел или обещаний, суетливости. К техникам, очищающим и уравновешивающим праны, относятся пранаямы типаагнисара, капалабхати, анулома-вилома, нади шодхана, сахита кумбхака. Так же этому способствуют некоторые техники сосредоточения на объектах, точках и частях тела.
Чистота тонкого тела умапредполагает уже достаточно высокий уровень самоконтроля. Контроль восприятия, контроль мыслей и слов, осознанность в действиях, способность правильно, созидательно строить отношения и формировать свой характер. К техникам, осуществляющим это, относятся медитации, мантры, изучение святых писаний, сатсанги с высокодуховными и просветлёнными людьми, устремлённость к божественному.
Чистота тонкого тела разуманаиболее трудна в достижении. Поскольку это предполагает контроль собственной системы ценностей, собственных знаний и, наконец, собственной кармы. Сознание должно быть очень гибким, чувствительным и утончённым. Малейшее отклонение от Бога должно отслеживаться и устраняться. Желания, их семена, нереализованные влечения, порывы и т.д., а так же более тонкие вещи – тонкие клеши, карма васаны, самскары– постепенно должны осознаваться и преодолеваться. Способствуют очищению от всего этого молитвы, медитации на природу своего «Я», заложенные в Сознание намерения (санкальпы) очиститься полностью. Общение со святыми людьми и проникновение их видения Мира в Ваше Сознание так же очень благоприятно.
Чистота тонкого тела блаженства достигается пониманием природы своего истинного «Я», своей Души. Его или Её природа – это счастье бескорыстного служения Богу, Мирозданию, Вселенной… Это полное предание своего «Я» божественной Воле. Это счастье, которое превыше любых чувственных удовольствий, и достигается оно высочайшим уровнем отрешённости или отречения от эгоистичных желаний. Система Мироздания и любое «Я», любой объект в этой проявленной Вселенной - это одно целое. Достижению этого состояния способствуют такие виды Йоги, как Карма-йога или Бхакти-йога. Для человеческой Души такое состояние очень естественно, и Душа всячески стремится в нём пребывать, несмотря на помехи и загрязнённости в остальных нижележащих телах. Старайтесь ей в этом не препятствовать, слышать её голос.

Из главы «Садхана пада» сутра Патанджали №40:

шаучат сванга-джугупса параир асансарга

шаучат – от чистоты и очищения
джугупса – защита; отвращение
сванга – своего тела
асансарга – (и) отсутствие общения, инфекции
параи – вызванных (контактом с) другими

Благодаря чистоте йог становится непривязанным к своему телу и не желает физического контакта с другими.

И ещё из главы «Садхана пада» сутра Патанджали №41:

саттва-шуддхи-сауманасьяикагрьендрия-джаятма-даршана-йогьятвани ча

саттва-шуддхи– чистота саттвы(приносит)
сауманасья – безмятежность ума
экагрья – однонаправленность ума и силу концентрации
джаятма – победу, контроль
индрия – (над) чувствами
ча – и
йогьятвани – способности
даршана – прямого восприятия
атман – "Я"

В результате очищения Сознания до состояния саттвыприходит безмятежность и радостное настроение, концентрация и однонаправленность ума, контроль чувств и способность прямого восприятия "Я".

2. Сантоша – это удовлетворённость.Удовлетворённость проявляется в отсутствии суеты и перевозбуждённости в мыслях, желаниях, словах и поступках. Удовлетворённость не означает постоянное удовлетворение желаний. Удовлетворённость не зависит от желаний и пребывать в ней - это самое естественное состояние Сознания. Истинная удовлетворённость приходит от осознания человеком своейдуховной природы.

Практика Сантоши. Общая стратегия.

Развить и укрепить состояние удовлетворённости возможно чтением святых писаний и общением с реализовавшими это состояние людьми. Любые действия, направленные на постижение своей истинной природы, способствуют этому. Так же этому способствует некий периодический перепросмотр системы своих ценностей и осознанное отбрасывание лишних привязанностей, эмоций и желаний.
Принесение пользы в тех Системах, где Вы существуете, и способствование их гармонии и процветанию… Выполнение обещаний, долга или обязательств… Воплощение задуманных проектов… Служение высоким идеям, принципам… Всё это благоприятно для развития качества удовлетворённости.

Из главы «Садхана пада» сутра Патанджали №41:

сантошад ануттама сукха-лабха

сантошат – из-за удовлетворенности
ануттама – уникальное и великолепное
сукха – счастья и мира
лабха – обретение

Следствием удовлетворенности является обретение высочайшего счастья.

"Наслаждение любви(неверный перевод,скорее страсти) в этом мире и высочайшие наслаждения на небесах не составляют и шестнадцатой доли той радости, которая приходит после победы над жаждой наслаждений, влечениями страстей и желаниями"(Махабхарата, Шанти-парва 1:74-76).

3. Тапас– это аскетизм и устремлённость к духовным целям. Важно иметь понимание, что подчинение своего образа жизни неким высоким целям или идеям – крайне благоприятное состояние Сознания. Ибо, как говорят в армии, праздность в любом виде губит воина. Поэтому наша цель – научиться жить с высокой Целью. Нежелание иметь излишества, уважение своего и чужого времени, дисциплина и умение преодолевать трудности – всё это приводит Сознание в уверенное и утончённое состояние и способствует раскрытию его возможностей.

Практика Тапаса. Общая стратегия.

В древности, дабы умилостивить богов и приобрести сиддхи, люди месяцами занимались «столпничеством» (стоянием на одной ноге), длительными голоданиями, затворничеством (уединением в темноте) и даже более суровыми способами «усмирять желания плоти»… Такие крайние проявления аскезы в наше время не очень приемлемы, хотя для особо устремлённых при желании возможны. Важно понять смысл – ради чего? Задача Йоги – восстанавливать и приумножать гармонию в любых Системах, расширять их возможности. Если Вы нацелены на это, то любая Система Вам сама подскажет, какого рода дисциплина Сознания в ней требуется. Например, Вашему организму требуется ранний подъём и ранний отбой, правильное питание и т.д. – вот и развивайте в себе стремление к этому. Вашей семье, к примеру, требуется обеспечение финансами, продуктами, жильём, возможностями развиваться духовно и в социуме, ну и, наконец, просто внимание – это всё тоже можно воспринимать как некие аскезы, воспитывающие Ваш характер. Если Вы верующий человек, то служение при храме, облагораживание территории, помощь малоимущим и т.д. – Ваши виды аскезы…
Далее…Умение пресекать ненужные мысли, желания и действия, не соответствующие Вашей Цели и задачам тоже следует в себе развивать. Для этого требуется высокий уровень непривязанности, отрешённости и самоконтроля. Нужно приучать себя «бояться Бога», опасаться всяческих отклонений от курса на Гармонию…
Непосредственная работа с телом (асаны и пранаямы Йоги) и Сознанием (сосредоточение на возвышенных идеях, медитации, мантры, молитвы) – это тоже разновидности аскетизма. Если Вы уже пришли к этим вещам – следует искать возможности их более менее регулярно изучать и практиковать.

Из главы «Садхана пада» сутра Патанджали №43:

кайендрия-сиддхир ашуддхи-кшаят тапаса

сиддхи – совершенство
кайя – тела
индрия – чувств и ума
ашуддхи-кшаят– посредством уничтожения загрязнений
тапас – самодисциплина и очистительные действия; аскеза

Посредством самодисциплины и очистительных действий все загрязнения уничтожаются. Когда нечистота уничтожена, достигается совершенство тела, чувств и ума.

4. Свадхьяйа– позиция НаблюдателяиУченика, ориентация Сознания вовнутрь, способность к самоисследованию. В конечном итоге свадхьяйа должна привести практикующего к познанию своей самости, своего истинного «Я» или своего изначального Бытия. Это происходит через постепенное осознавание того, что «Я» - это не тело, так же это не принадлежащие мне возможности, чувства и энергии, это не мой ум и т.д. Происходит как бы постепенное отделение своей истинной сущности (Наблюдателя) от вышеперечисленных атрибутов. Попутно появляются способности управлять ими более гармонично.

Практика Свадхьяйи. Общая стратегия.

Изучение анатомии и физиологии, изучение ведического знания о строении тонких тел человека, изучение священных писаний – всё это способствует прояснению природы Вашего «Я» и Его атрибутов (свойств). Человек устроен подобно Вселенной и имеет «представительства» своего истинного «Я» на всех четырёх её планах – на физическом, энергетическом, психическом и духовном. На духовном уровне человек вечен и является одним целым с Миром, но пережить это реально, будучи в человеческом теле и с человеческим умом очень непросто. Поэтому имеет смысл изучать себя самым тщательным образом и очищать от неведения свою духовную суть.
Всё божественное и всё демоническое скрыто внутри нас. Поэтому, медитируя на то или иное божество, можно в себе Его открыть. Все планеты и галактики, все плотные и тонкие миры – внутри нас. Медитируя на Божественную Гармонию внутри так же можно достичь понимания себя. Даже просто в спокойствии медитируя на вопрос «Кто я?» постепенно приоткрывается природа Изначального «Я».
Практикой Раджа Йоги, постепенно утончая Сознание, возможно добиться отделения себя от грубой и всех тонких оболочек, научиться наблюдать за их состояниями и управлять ими. Наблюдайте, осознавайте, медитируйте! Как сказал великий Пушкин – «Учитесь властвовать собой!»

Из главы «Садхана пада» сутра Патанджали №44:

свадхьяяд ишта-девата-сампрайога

свадхьяят – через самоизучение, через проникновение в смысл мантр
сампрайога – прямое восприятие; связь
ишта-девата – божественность, духовная природа.

Свадхьяя приводит к установлению (внутренней) связи с божественностью.

5. Ишваро-пранидхана– постоянное соединение с Богом, видение во всём Божественной Гармонии, Его Замыслов и следование Божественной Воле. Ишвара означает Бог – Творец Вселенной, Космическое Сознание.

Практика Ишваро-пранидханы. Общая стратегия.

Почитание сущностного аспекта Бога начинается с уважительного отношения к Его творению (Вселенной) на всех доступных пока Вашему Сознанию уровнях Бытия. Сущность означает Система. Мы все находимся в одной Системе, и не уважительное к Ней отношение, не изучение Гармонии в Ней означает страдание от Кармы, получение от неё уроков. Соблюдение пяти Ям на плотном и тонких планах Жизни, понимание, сострадание, дружелюбие, уважение ко всем живым существам, проявленным Богом – это и есть Ишвара-пранидхана, уважение к Его Мандале (Системе), в которой все мы имеем место быть… Наблюдения за Гармонией и величием окружающей природы, за звёздным небом, за Солнцем и Луной, за лесами, океанами, горными вершинами и т.д. так же позволяют проникнуться величием Творца и пребывать в состоянии Ишваро-пранидханы.…
Почитание личностного аспекта Бога начинается с понимания, что неживое не может произвести на свет живое… С понимания, хотя бы на уровне ума, того, что Бог – это живая Личность с определёнными, чистейшими качествами характера. Самые грубые формы - , мурти, Более тонкий контакт – молитвы и мантры. Но постепенно всё же все формы преданности личностному аспекту Бога имеет смысл утончать до самадхи. Т. е. опять же, как и в практике свадхьяйи, нужно учиться правильно медитировать.

Из главы «Садхана пада» сутра Патанджали №45:

самадхи-сиддхир ишвара-прандханат

сиддхи– совершенство
самадхи– Космического Сознания
прандханат – из-за отождествления
ишвара – (с) всезнающим, всемогущим и вездесущим Принципом

Совершенство в самадхи обретается через преданность Ишваре.

Чёткую границу между Ямой и Ниямой провести не очень просто - уж очень они взаимосвязаны. Например, чистота восприятия (нияма) – это проявление правдивости (яма) и наоборот…Слияние с Богом (нияма) предполагает абсолютное ненасилие (яма) во всём и т.д.

Но разницу всё же почувствовать можно. Помните фразу Цезаря?

Пришёл…Увидел…Победил!

Нияма способствует приходу Сознания к определённому состоянию (Пришёл), а Яма – это когда, в созревшем состоянии, Сознанию открывается системно-целостное видение (Увидел), которое позволяет делать правильный Выбор и управлять (Победил) ситуацией!

Кого цитировал Цезарь неизвестно, но говорят, что это изречение - намного более древнее, из ведическогознания...

«Прийти» означает созреть до определённого состояния, до определённых возможностей;

«Увидеть» - настроится на определённый тип видения, на многомерное восприятие, обратную связь с Системой, а

«Победить» означает научиться грамотно управлять процессами в Системе!

(Кстати, управлять – означает не отдавать куда попало приказы, а уметь договариваться с потенциально заложенными в Системе силами, грамотно ставить им задачи, уметь создавать условия для развития и проявления этих силна благо всех окружающих, таким образом - это тоже неделание!)

Одним словом, в этой фразе: «Пришёл, увидел, победил!», если правильно её понимать - суть и смысл любой Йоги! Да что там Йоги, смысл любой Жизни…!

В заключение описания практик Ямы и Ниямы хотелось бы сказать вот что… Эти практики способствуют очищению Сознания, точнее всех пяти оболочек Души. Эти пять оболочек из Вед нам известны:

аннамайя-коша – внешнее физическое тело, состоящее из преобразованной пищи;
праномайя-коша – тело праны(тонкого «электричества»);
маномайя-коша – тело ума, управитель пяти органов восприятия и пяти органов действия;
виджнянамайя -коша–тело разума, тело со-знания и кармы;
анандамайя-коша – тело космического блаженства, вселенское "Я есмь".

Очистить их с помощью Йоги возможно, поскольку Йога – специально для этого разработанная Система, но… Использование этой Системы ещё не гарантирует достижение совершенного самадхи (или самадхи без семян кармы). Поскольку самадхи, как и Любовь, невозможно прогарантировать никакой системой. Оно просто случается… Или не случается… В зависимости от степени чистоты и устремлённости Вашего Сознания в самых тонких его проявлениях.

Самадхи – это не Система…Техник и методов, систем и технологий к нему приводящих уже существует достаточно, но не факт, что Вам они подойдут… Быть может что-то придётся изменить или создать заново…

Но даже изучая уже разработанные системы развития Сознания, подобные Йоге, можно заметить в них не только набор техник и методов… Можно почувствовать кое-что большее…

"Я не учу вас приемам, -

так говорил Бодхидхарма, наставник монахов Шаолиня -

Я учу состоянию духа,

а приемы вы придумаете сами".



Категории: Йога.яма нияма
Прoкoммeнтировaть
Обратите внимание на:
Чувствовать-значит проявлять слабость. 8 февраля 2012 г. Mr. Roughness
Мужчина проявляется поступками, а п... 19 октября 2012 г. айка95
Любовь мужчины к женщине, и как она проявляется 8 апреля 2012 г. Blue Exorcist в сообществе ™38stopkid™
 

Дoбавить нoвый кoммeнтарий

Как:

Пожалуйста, относитесь к собеседникам уважительно, не используйте нецензурные слова, не злоупотребляйте заглавными буквами, не публикуйте рекламу и объявления о купле/продаже, а также материалы, нарушающие сетевой этикет или законы РФ. Ваш ip-адрес записывается.


Дневник > Йога.Нияма.первая ступень  9 октября 2011 г. 08:07:12

читай на форуме:
продам
Вакка [K&B]Copyright © 2001—2010...
пройди тесты:
Плачущий цветок 6 часть
Сюрприз для Скуало, или Коробочка...
И здравствуй, Намимори!
читай в дневниках:
О боже я боюсь ведьму и броникса
Душу лечим, гробим печень, Маркиз...
Диииирк....Начинаем...

  Copyright © 2001—2018 BeOn
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх